На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ekb-room

227 подписчиков

Кузница грёз. Чем жили советские дизайнеры второй половины XX века

СССР в умах нынешнего поколения, которое появилось на свет уже после его распада, предстает консервативным, жестким и в чем-то даже топорным государством, где не было места фантазии и сексу. Мозг рисует картину почти Оруэлловского мира, но, разумеется, такое представление не целиком отражает истину. Леонид Салмин, культуролог, кандидат искусствоведения, а также член союза дизайнеров России, на своей лекции, проходившей в Ельцин центре вечером 10 марта, показал Советский союз с необычного ракурса.

TER предлагает узнать, что представляет собой Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (далее ВНИИТЭ), какова была роль учреждения в СССР и каких людей оно притягивало. Основание ВНИИТЭ в 1962 году было инициативой советского дизайнера Юрия Борисовича Соловьева. Будучи молодым и еще не до конца определившимся с желаниями, Юрий сменил множество учебных заведений самых разных профилей. Но на пути к амбициям, как это актуально до сих пор, его остановила армия, в которую идти он совершенно не хотел.

Чтобы получить «бронь» от армии, Соловьев поступил в авиационный институт, который успешно закончил. После выпуска, молодой дизайнер зарабатывал на оформлении интерьеров магазинов, но очень скоро понял, что подобное занятие для него мелковато.

Врожденная дерзость и связи привели Юрия на порог заместителя наркома Павла Михайловича Зернова, которому тот предложил изменить обстановку «убогого кабинета». В ответ же Соловьеву предложили проект разработки дизайна пассажирского железнодорожного вагона. Юрий с радостью принял заказ и отлично его выполнил. С этого, собственно, и началась карьера великого советского дизайнера. К созданию ВНИИТЭ подтолкнула Соловьева его поезда в Британию в конце 50-х годов.

Увидев быт европейцев, уровень жизни, разительно отличавшийся от советского, их изобретения и внешнюю привлекательность городов, Юрий Борисович вдруг осознал – так дальше жить нельзя. По возвращению на родину, он предложил чиновникам создать организацию, занимающуюся разработкой передовых идей и дизайна облика будущего СССР.

Так как Соловьев прекрасно понимал систему, в которой он живет и «чиновничью ментальность», он преподнес идею так, что государство одобрило затею по учреждению ВНИИТЭ. «Будущее – это всё, что интересовало тогда архитекторов и дизайнеров. Способы достижения этого «будущего» с помощью имеющихся средств. Сама же ВНИИТЭ была этакой утопией», — обобщил Леонид Салмин. Первое время, в угоду государству, институт занимался развитием трудового направления промышленности. Так в 60-х были представлены необычные концепты всевозможной тяжелой техники, от экскаваторов до самосвалов, тепловых станций, разрабатывался дизайн обустройства рабочих мест на заводах и внешних оболочек турбин.

Следуя своему названию, ВНИИТЭ делали большой упор на стайлинг: все наработки были выполнены в стиле брутализма, что означало грубые формы, будто вырубленные топором, и резкие углы в сочетании с общей простотой конструкции и эргономичностью. «Благодаря ВНИИТЭ эргономика вошла в общество», — торжественно произнес спикер.

Спустя всего несколько лет институт добрался до разработок бытовых вещей, где уже прослеживались веяния образов будущего. Помимо успешной реализации проектов в сфере фототехники, была выпущена до боли знакомая стоматологическая стойка, аппарат для счета денег, пылесос «Урал», огромное количество кухонной утвари и даже прототип игровой приставки! Но, несмотря на авангардность идей, многие макеты оставались лишь макетами без полноценного воплощения задумки, потому что большинство проектов были труднореализуемы с технической точки зрения.

Как сообщил Леонид, в этом нет ничего страшного: «Тема ВНИИТЭ – это жанр визуальных коммуникаций. С помощью своих концептов, дизайнеры и архитекторы вели диалог с народом и государством о будущем облике Советского союза. Институт представлял собой оранжерею со своей необычной, но преданной публикой». Резиденты ВНИИТЭ были настоящими бунтарями, авантюристами, романтиками, которые горели желанием изобретать. Ни в чем себе не отказывали, грешили вредными привычками, но являлись выдающимися разносторонними личностями и превосходными дизайнерами.

«Птенцы Соловьева», — называет их Леонид, — «Это были люди возрождения. Самые настоящие титаны, слова которых расходились на цитаты, а каждая брошенная фраза становилась мемом типа “Где здесь дизайн?” или “Почему у вас такой вялый радиус?”». Фамилии Шейн, Рытников, Кузьмичев, Колейчук, Андронов, Конников вызывали священный трепет у советских молодых дизайнеров и глубокое уважение среди профессионалов и знакомых.

Ролен Шейн, первый директор уральского филиала ВНИИТЭ, по словам Салмина, даже несмотря на почтенный возраст, всегда был мечтателем и очень энергичным человеком – этой же энергией заряжал окружающих, любил мифологизировать деятельность, проходившую внутри стен ВНИИТЭ. Одним из его самых необычных творений можно назвать модель мироздания, которую поначалу легко спутать с вертолетом Леонардо да Винчи. Другой же именитый дизайнер, Колейчук, разработал уйму фантастических предметов для вымышленного мира фильма «Кин-дза-дза», а также создал физическую модель знаменитого пенроузовского треугольника. За сотрудниками ВНИИТЭ закрепился образ «простодушных волшебников», а сам институт стал местом, где люди могли заниматься тем, что они любят. Всех их объединяла неиссякаемая жажда эстетического творчества, но в то же время, нельзя было назвать институт раем.

Безусловно, приходилось отрабатывать государственные деньги, искать дополнительные внебюджетные источники финансирования, доказывать свою полезность обществу и насильно внедрять свои разработки в повседневную жизнь советского человека – нередко случалось так, что люди из-за слишком напряженной умственной деятельности буквально сходили с ума. Но творческая свобода мысли, которую дарил ВНИИТЭ, сделала институт священным местом для дизайнерского сообщества СССР  и, в какой-то степени, создала такой внешний облик Советского союза, какой остался в памяти поколения 80-х.

«Вы можете поговорить с сотнями людей, работавших в институте технической эстетики, услышать от них тысячи самых невероятных историй, но все они сойдутся в одном – во ВНИИТЭ работали чародеи, которые вели страну в будущее», — подытожил Салмин.

Фотографии: Мартин Манхофф / Дуглас Смит

 

Ссылка на первоисточник
наверх