«Джазовая музыка сильна настоящим моментом», — так сказал однажды знаменитый трубач Уинтон Марсалис. В джазе нет какого-либо сценария – это диалог. И решение, какими эмоциями поделиться со слушателями, музыкант принимает за доли секунд. Он рассказывает о том, что у него на душе именно сейчас. В этом плане джаз является уникальным жанром даже почти век спустя.
Зародившись на юге Северной Америки, он обрел популярность по всему миру, однако до сих пор остается непонятым. Редакция The Ekb-room запускает серию публикаций, посвященных джазу, с целью понять эту музыку, её нынешнею жизнь в нашей стране и в Екатеринбурге в частности.Первым материалом в серии стал репортаж с уже традиционного джазового вторника в Доме Печати, который прошел 8 февраля. Атмосферу Америки 40-х создавали на сцене один из лучших екатеринбургских пианистов Антон Зубарев и Данияр Баяманов, который был ответственен за гитару и вокал. Для подобных мероприятий площадка Дома печати подходит идеально: кожаные диваны, забитая под завязку барная стойка, приглушенный свет и красно-оранжевые неоновые вывески, обрамляющие интерьер старого помещения. Все работает на создание уютной атмосферы этакого советского ар-деко.
Несмотря на разгар рабочей недели ценители жанра Чарли Паркера, Луи Армстронга и Бэна Вебстера, оставив в стороне усталость и желание завершить трудовой день скорейшим возвращением домой, заполнили пространство Дома Печати, чтобы насладится любимой музыкой.
Не обходится и без обычных зевак, которые забрели на мероприятие случайно. У стойки стоят две молодые девушки, которым явно было больше интересно, кто кого взял за руку в четвертой серии очередного подросткового сериала, нежели репертуар музыкантов.
Хотя он, без сомнения, подкупает своим разнообразием и узнаваемостью. Одна знакомая песня сменяет другую: Элла Фицджеральд идет за Нэтом Кингом Коулом, энергичный яркий бибоп разбавляется классическим джазом из какой-нибудь культовой черно-белой кино-картины.И все это благодаря одному фортепиано, электрогитаре и огромному таланту исполнителей. Антон, подобно чародею, извлекает из клавиш инструмента не просто музыку – магию. Данияр добавляет мелодиям глубины и восхищает вокалом, одинаково хорошо заменяя голос как Коула в знаменитой Smile, так и Синатры в еще более великой Fly me to the moon. Происходящее завораживает, намертво приковывает внимание и растворяет мир вокруг, словно кроме тебя и сцены ничего не существует.
Спустя 40 минут искреннего джазового восторга, музыканты берут перерыв и многие идут на улицу. Действительно, единственное, что хочется после такого – выкурить сигарету, обсудить услышанное и продолжить. Вторая половина концерта посвящена не классическому джазу, а различным культовым песням типа Shape of my heart в джаз-обработке. Почти каждая композиция объявляется словами «Говорить об этой песне бессмысленно. Вы все ее и так прекрасно знаете». Следующие 40 минут проходят в более оживленной атмосфере, потому что зрители узнают буквально каждую песню, кто-то начинает тихонько подпевать. Закрывается вечер уже упомянутой культовой песней Стинга.
Подобные атмосферные посиделки в компании замечательных музыкантов заряжают энергией. Когда артист выкладывается перед публикой на полную, получая искренний кайф от своего дела, зрители волей-неволей пропитываются той же силой и позитивом. Поэтому в периоды затянувшейся зимней депрессии, посещать такие мероприятия строго рекомендуется. К тому же в Доме печати вход на них свободный. На этом тема джаза не оканчивается. В ближайшее время Ekb-room расскажет о личности самого Антона Зубарева, а также о том, в каком состоянии сегодня находится джаз-культура в России.
Иллюстрации: Marianna Tomaselli