Представители уральской столицы поборются за звание «Выставка года», «Музей года» и «Книга года». Международная газета The Art Newspaper опубликовала лонг-лист IV Премия The Art Newspaper Russia, куда вошли два проекта Уральского филиала ГЦСИ (Уральская индустриальная биеннале современного искусства и книга «Б.
У. Кашкин (1938–2005). Жизнь и творчество уральского панк-скомороха») и Ельцин Центр. Вот описание участников с официального сайта премии:III Уральская индустриальная биеннале современного искусства (номинация «Выставка года») Третий выпуск Уральской индустриальной биеннале закрепил ее положение и репутацию самого авангардного и перспективного фестиваля современного искусства не только в российских регионах, но и вообще в стране. По международному резонансу, привлечению ярких зарубежных кураторов и масштабу Уральская биеннале в этот раз превзошла даже Московскую биеннале, проходившую в то же время. Один из главных секретов успеха Екатеринбурга — в том, что удачно найденный бренд «индустриальной» не остался лишь манифестом. Биеннале сотрудничает с местными промышленными предприятиями и предлагает публике и художникам переосмыслить историческое наследие региона, а также привлекает внимание к судьбе памятников конструктивизма. Основная выставка биеннале прошла в этот раз в таком памятнике — закрытой и требующей реконструкции гостинице, а художники, благодаря остроумной кураторской идее, исполнили роль «постояльцев», каждый из которых предложил свою интерпретацию реального и культурного пространства города.
Ельцин центр (номинация «Музей года») Первый в постсоветское время опыт создания музейной экспозиции, посвященной исключительно новейшей российской истории, и даже больше — политической истории. Это не столько мемориал конкретного лидера, сколько попытка наглядно представить борьбу политических идей, значение тех или иных законов, драматичную смену государственного устройства. Помимо того, что в обществе существуют противоречивые оценки эпохи Бориса Ельцина, сложность задачи усугублялась тем, что в экспозиции нужно было совместить подлинные вещи и мультимедийные технологии, позволяющие задействовать огромное количество информации. Серия эмоциональных картин-инсталляций дополнена массой документов и аттракционов (например, процесс приватизации можно изучить с помощью игры вроде «Монополии»). Такой тип музея рассчитан на самого разного зрителя — от школьников до политологов. Это первый за пределами Москвы и Петербурга музей столь высокого уровня современных технологий.
Б. У. Кашкин (1938–2005): Жизнь и творчество уральского панк-скомороха (номинация «Книга года») Монументальный, любовно оформленный том впервые проявил важнейшую фигуру уральского андерграунда, без такой мемориальной заботы явно обреченную на забвение. Замечательная инициатива, которая и памятник верности ученика своему учителю, и актуальный художественный проект, инсталляция «Синих носов» в свернутом виде, некогда представленная на Третьей Московской биеннале. Победители станут известны 17 марта на церемонии в московском Манеже