В редакции изданий, освещающих культурные события, поступил пресс-релиз о новом романе Виктора Пелевина.
Судя по всему, писатель продолжает выполнять условия негласного контракта с «Эксмо», по которому раз в год, осенью, выходит его новая книга. В сентябре прошлого появился двухтомный «Смотритель» (объем которого вполне можно было уместить и в один том), в 2014-м — «Любовь к трём цукербринам».
Новый роман, который в духе времени аннотация называет «гибридным», получил название «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами».Обложка, на сей раз напоминающая издания «иронических детективов» Дарьи Донцовой, изображает бородатого мужика — что-то среднее между хипстером и крестьянином с фотографии Прокудина-Горского, матрёшку с маркировкой «18+» за спиной и портрет, кажется, Дзержинского с небольшими изменениями. Намеченная дата выхода — 7 сентября, день открытия Московской международной книжной выставки-ярмарки в Москве. Аннотацию, наверное, имеет смысл привести целиком, чтобы потом попытаться спрогнозировать, что именно ждать от «Лампы Мафусаила» почитателям таланта Пелевина. «Как известно, сложное международное положение нашей страны объясняется острым конфликтом российского руководства с мировым масонством. Но мало кому понятны корни этого противостояния, его финансовая подоплека и оккультный смысл. Гибридный роман В. Пелевина срывает покровы молчания с этой тайны, попутно разъясняя в простой и доступной форме главные вопросы мировой политики, экономики, культуры и антропогенеза. В центре повествования — три поколения дворянской семьи Можайских, служащие Отчизне в XIX, XX и XXI веке».
Можно пойти от конца. Три поколения на три века — это жизни, чья продолжительность явно превышает обычную человеческую. Следовательно, упоминание Мафусаила — ветхозаветного долгожителя — здесь не случайно, и, наверняка, герои (вероятно, «чекисты») обладают какими-то магическими сверхспособностями, которые роднят их, например, с вампирами. (Тему кровососов Пелевин, чуткий к мировым культурным трендам, затронул впервые ещё десять лет назад в «Empire V», а на волне протестов 2011–2012-ого годов вспомнил о них снова в «Бэтмане Аполло»). Можайские — великокняжеский род, родня Рюриковичей, прервавшийся в XVI веке; можно предположить, что пелевинские чекисты, носящие такую фамилию, считают себя современными выразителями дворянских идеалов. «Как известно» — распространенный шуточный приём для сообщения чего-то заведомо спекулятивного. («Как известно, у Пушкина никогда не росла борода» — пишет, например, Хармс.) Вряд ли Пелевин или его редакторы рассчитывают здесь на то, что кто-то согласно закивает головой: скорее всего, аннотация написана с точки зрения обитателей того мира, который писатель вывел в новом романе.
Сюда же нужно отнести «финансовую подоплеку» и «оккультный смысл», ну а жанровое определение «гибридный роман» показывает, что Пелевин продолжает следить за рождающимися языковыми штампами и применять их в своих целях. Если речь пойдет о трёх поколениях, не стоит, вероятно, ждать целостного и компактного сюжета: возможно, персонажи нужны автору лишь затем, чтобы вновь «в простой и доступной форме» порассуждать о «главных вопросах». Через двадцать лет после «Чапаева и Пустоты» вера в объяснительную силу Пелевина несколько стёрлась, но остроумия по отношению к нашему миру и тем, кто думает, будто им управляет, у него не стало меньше. Верны ли хоть немного наши прогнозы, мы узнаем в сентябре. Корреспондент Виктор Рожков Источник: http://noteru.com/post/view/19398