В детстве Женя Григорьев сотрясал барабанную установку и мечтал стать рок-звездой. Стал кинорежиссёром. И 7 октября представил в Екатеринбурге документальный фильм «Про рок».
Корреспондент TER отправился на премьеру и нашёл целых пять причин, почему оценить картину стоит даже тем, кто далёк от рок-музыки в целом и от уральского рока в частности.
Изменить отношение к документальному киноДокументальные фильмы современности совсем не похожи на те тоскливые монохромные повествования, которыми будущих диванных скептиков кормило руководство советских школ. «Про рок» доказывает это всеми возможными средствами. Отличным качеством звука и картинки даже в сценах, снятых на портативные камеры. Максимально плотным и осмысленным видеорядом, за которым чувствуется 550 часов отснятого материала и год монтажа. В общем, за все 112 минут (124 в режиссёрской версии, показанной на премьере) зритель вряд ли взглянет на часы хотя бы раз. Но, возможно, догадается, что Евгений Григорьев снимал фильм без сценария. Потому, что такие сочные кадры и спелые шутки никак нельзя было предусмотреть.
Пополнить осенний плейлистКогда смотришь, какие музыкальные группы терзали слух Григорьева и его коллег во время кинопроб, то начинаешь понимать людей, которых от «рок-музыки» тошнит почти физически.
«80 процентам групп не хватало какого-то ощущения опасности. А это то, что должно быть в рок-музыке… ощущение, что они в дом к тебе войдут и сожгут его»,
— Владимир Шахрин, основатель группы «Чайф».
Но те три коллектива, которые в результате многочасового отбора стали героями картины, однозначно заслуживают места в вашем плейлисте.
Их «рок» – это электроника, инди, гранж, нью-вейв и пост-панк. Это открытые раны, внутренние миры и слабоалкогольные напитки на фоне мрачных индустриальных пейзажей суровой уральской столицы. Понять эту музыку сможет каждый, кто хотя бы раз обрывал нити изживших себя отношений, пытался утопить тоску в Верх-Исетском пруду и с отвращением полз на работу усталым зимним утром. То есть – каждый из нас. Развенчать мифы о жизни музыкантовСекс, наркотики и рок-н-ролл? Пфф. Съёмные квартиры, семейные драмы и полуночные репетиции. Не в студиях, а в полутёмных подвалах и залах ДК на окраине города. Денег не хватает не то что на нормальные демо-записи – на билет до дома. Потому, что альбомы не продаются, а средства к существованию приносят либо концерты, либо работа, которая каждый день напоминает о необходимости сделать окончательный выбор между мечтой и рутиной.
«Каждый раз, когда ты произносишь, что тебе не стоило быть музыкантом, ты разрушаешь свою Вселенную, понимаешь? Я себе никогда этого не позволял, и из-за этого у меня получилось. Как только ты даёшь себе эту возможность, она тебя начинает точить. Не сейчас, так через месяц ты скажешь: эх, чёрт, всё-таки надо завязывать. Нет, надо знаешь что? Надо просто писать песни»,
— Сергей Бобунец, бывший лидер группы «Смысловые галлюцинации».
Обдумать главную проблему десятилетияО кризисе миллениалов говорят все. Но правду о нём знают только сами представители поколения Y. Пытаются сформулировать, высказать. Внезапно обнаруживают: что за внешним балагурством, что за крайним безразличием к окружающему миру скрывается смутное ощущение тревоги. Неясное, но постоянное.
«Случилось страшное. Настало время, которое убило героев. То, о чём мы кричим с начала двухтысячных – «Героев осталось мало, я буду скучать». Героев больше нет и, видимо, не будет. Я не понимаю, как так произошло. На наших глазах всё измельчало… общая депрессия – она как крышка на голову: прижимает всех. Потому, что непонятно, как самореализоваться, как обратить на себя внимание»,
— Олег Гененфельд, экс-продюсер группы «Смысловые галлюцинации».
Впрочем, самому режиссёру и его команде не раз пришлось бороться с искушением прекратить съёмки. Отсутствие финансирования, непредсказуемое развитие судеб героев – «Про рок» не был бы завершён без поддержки акционеров краудфандинговой платформы Planeta.ru и 1500 екатеринбуржцев, так или иначе принявших участие в съёмках.
Понять, что «Про рок» — не про рокТочнее, не только и не столько про рок-музыку, сколько про рок-фатум. Про линию жизни, которую человек рисует сам. Своим творчеством. Своим выбором. Между движением и покоем. Между мечтой и жизнью. Повторяя путешествие по стандартному циклу «развитие – кризис – возрождение». И веря, что он – «Led Zeppelin». Не меньше.
«Если бы люди знали, куда они идут, зачем идут, то шли бы быстрее. Наша задача и состоит в том, чтобы догадаться, куда и зачем мы идём. И пойти чуть побыстрее. Дойти до кона этого длинного пути. Наверное, это и есть смысл музыкантского существования. А если по дороге тебя ещё кто-то услышал, ты кого-то зацепил, кто-то пошёл вместе с тобой – ты счастливый человек»,
— Александр Пантыкин, «дедушка уральского рока».
Текст: Анна Мельникова
Фото: facebook.com