Найти работу в Екатеринбурге стало нелегко, как для профессионалов, так и для выпускников ВУЗов, для которых зачастую не хватает вакансий по специальности. Однако в нашем регионе есть и еще одна проблема, не заметная на первый взгляд, но не менее важная – трудоустройство людей с ограниченными возможностями.
Для таких людей, поиск работы — еще более сложная задача, с решением которой никто не помогает. Некоторые глухонемые и слабослышащие люди даже не могут пройти собеседование на самые простые позиции, так как узнав об их ограничении, работодатели сразу же прекращают дальнейший диалог.В последнее время ситуация начинает меняться и перед слабослышащими людьми появляются новые возможности. Например, сегодня, при заказе поездки через Uber в Екатеринбурге, за вами нередко может приехать водитель с нарушениями слуха, а по всему миру таких водителей тысячи. Приложение Uber учитывает рекомендации Американской Национальной Ассоциации Глухих (NAD), крупнейшей некоммерческой организации по экономической защите и развитию глухих и слабослышащих людей.
Функции для слабослышащих водителей в приложении на первый взгляд незаметны, но они значительно повышают удобство пассажиров и самих водителей. А благодаря тому, что приложение универсально по своему принципу работы как, например, в Нью-Йорке, так и Екатеринбурге, все больше слабослышащих жителей нашего города проявляют интерес к работе водителем. В связи с этим, мы решили узнать у одного из таких водителей, Артема Баяндина, о специфике работе водителем Uber при ограничении слуха.
Почему вы выбрали именно профессию водителя?Я всегда был большим поклонником любой техники, которой можно управлять. В детстве я любил ездить в школу на велосипеде, а достигнув определенного возраста, родители решили купить мне мопед. Ощущения, которые приносило мне вождение, сложно было получить где-либо еще, и с каждым годом я все больше мечтал сесть за руль автомобиля. Когда я, наконец, получил права, я подумал, почему бы не совместить свои интересы с работой, ведь надо же как-то деньги зарабатывать. Поэтому решение стать водителем для меня было вполне логичным и во многом исходило из моих детских мечтаний.
Насколько нам известно, у слабослышащих людей в правах должна появляться пометка «без права работы по найму». Но вам всё-таки удалось трудоустроиться. Как вы это сделали?В моем водительском удостоверении есть пометка о глухонемоте, но в остальном оно абсолютно идентично обычному. Никаких пометок об условиях работы по найму нет, да и у своих знакомых я таких тоже не замечал. В 2014 году правительство подписало Постановление N 1604, которое пересматривает процесс прохождения медкомиссии при получении водительского удостоверения. Сейчас для получения прав категории А и В даже не требуется посещение ЛОРа.
Об Uber я узнал через интернет. Там существует множество специализированных сообществ, где мы обмениваемся опытом и даем друг другу советы. В одном из таких сообществ я увидел отзыв от человека, которого из-за резкой потери слуха уволили с должности в крупной компании, и он решил стать водителем Uber. По его словам, на новой работе он освоился очень быстро, даже несмотря на то, что никогда раньше не работал водителем. Контактировать с пассажирами ему практически не приходилось, так как приложение полностью заменяет общение, к которому люди привыкли в такси. При необходимости, пассажиры могут поменять пункт назначения прямо в нем, а оплата в большинстве случаев происходит посредством списания средств с привязанной банковской карты пассажира. Так как идея использования своего автомобиля для заработка крутилась в моей голове давно, я тоже решил попробовать свои силы в качестве водителя.
Для того, чтобы получить аккаунт в Uber, нужно пройти проверку документов: в порядке должна быть страховка, водительские права, паспорт и документы на автомобиль. Кроме того, водителями-партнерами могут стать только люди старше 21 года с водительским стажем не менее трех лет. От себя могу добавить, что очень важно хорошо знать город и уметь пользоваться навигатором, так как без этого “далеко не уедешь”. Компания не выдвигала ко мне каких-то особенных требований из-за моих проблем со слухом, так как в целом не разделяет водителей по полу, вероисповеданию, физическим ограничениям и прочим факторам. Пройдя проверку и получив несколько брошюр с подробным описанием работы системы, я был готов принимать свои первые заказы.
Как ваша семья относится к вашему профессиональному выбору?
Мама меня во всем поддерживает, для нее главное — чтобы я был счастлив. Она давно знает о моем пристрастии к автомобилям, поэтому, я думаю, что мой профессиональный выбор её вообще не удивил. Я это очень ценю, так как в целом поддержка семьи для слабослышащих людей еще более важна, чем для людей, не испытывающих подобных проблем.
Бывают ли ситуации на работе или просто на дороге, когда слабый слух действительно очень мешает? Часто ли такое возникает?Могу сказать, что за то время, пока я работаю водителем, неудобства на дороге возникали редко. Мне кажется, что культура вождения как в Екатеринбурге, так и в России, повышается, и водители стали гораздо меньше подрезать, перестраиваться без поворотников и в целом вести себя агрессивно. В работе также проблемы возникают редко. Когда я только присоединился к Uber, я сразу указал в приложении, что у меня есть проблемы со слухом, и система активировала специальные настройки. К примеру, поступление нового заказа всегда сопровождается ярким миганием вспышки на смартфоне в дополнении к звуковому сигналу. Единственные проблемы, которые возникали, были связаны с тем, что клиенты неверно указывали конечный адрес. В таких случаях всегда выручает язык жестов, на котором можно объяснить практически все.
В мобильном приложении Uber делается какая-то пометка о том, что водитель слабослышащий? Или клиенты, как правило, не знают об этом?
У меня водительское приложение, оно выглядит немного иначе, чем пользовательское, но в целом Uber обязательно уведомляет пассажира, что к нему едет слабослышащий водитель. Однако мне иногда приходится самому объяснять, что я не слышу. Вероятно, пассажиры могут попросту не заметить уведомлений, так как процесс заказа поездки стал для них настолько привычным, быстрым и удобным, что они даже не обращают внимание на некоторые вещи.
А если пометку замечают, это не отпугивает? Или всё-таки у вас заказов меньше, чем у обычных водителей?Большинство пассажиров спокойно относятся к тому, что к ним едет водитель с ограничениями по слуху, так как жители Екатеринбурга сами по себе очень культурные. Некоторые даже пробуют общаться на языке жестов и пишут мне сообщения в приложении. Я никогда не встречал столько людей, которые бы с таким пониманием относились к моей проблеме, поэтому работой я очень доволен.
Конечно же, бывают и исключения, когда пассажиры в прямом смысле вжимаются в кресло, но их вряд ли стоит в чем-то обвинять.
Uber предоставляет всем водителям одинаковые возможности для работы в системе и распределяет заказы независимо от каких-либо факторов, включая, ограничения по слуху. Заказы всегда направляются ближайшему водителю, поэтому число совершенных мной заказов определяется только количеством часов, которые я провел на платформе.
Не возникает ли проблем с клиентами?Перед тем, как подключиться к Uber, меня волновал один нюанс – как пассажиры будут реагировать на то, что за рулем будет глухой водитель, и вообще, будут ли они себя адекватно вести? Тем не менее, серьезных проблем с клиентами до сих пор не возникало, и отзывы, которые я получаю по окончании поездки, почти всегда положительные — мой рейтинг сейчас составляет 4.82 балла из 5. Вообще, люди напрасно опасаются садиться в машину к глухим водителям, так как мы не отвлекаемся на разговоры с ними и сосредоточены только на дороге.
Много ли вообще людей с похожей проблемой работают в этой сфере?Точную цифру назвать не получится, можно предположить, что с каждым днем их становится все больше. Проработав некоторое время, многие слабослышащие водители часто приводят своих друзей с такими же проблемами. Помимо того, что они помогают всему сообществу слабослышащих людей в Екатеринбурге, они также получают определенный бонус за каждого нового водителя.