По словам муфтия Уральского федерального округа Тагира Саматова, Екатеринбурге насчитывается около трёхсот тысяч приверженцев Ислама. Каждый мусульманин носит бороду, а мусульманка — платок, одни ходят в тюбетейке, а другие — нет. Фарид Исмагилов — студент исламской кафедры теологии, помог TER разобраться со стереотипами, и рассказал о том, как мусульманам живётся в столице Урала.
Теология — наука?Религия — ещё одна капелька, которая делает человека более полноценным. От каждого духовного человека, понимающего, что за каждое действие будет суд в конце жизни, исходит свет. С ними легко: они всегда дружелюбны, понятны и заботливы. К этому я стремлюсь. Стать имамом — воспитателем общества, чтобы популяризировать знания Корана и побуждать людей к добру.
Теология — наука! Всё, что я изучил — капля в море, а сколько бы я не учился — это будет вторая капля в море.
Философская мысль имеет свойство развиваться, поэтому и в теологии есть новые научные труды. Некоторые явления нашей жизни могут быть интерпретированы иначе, с современной точки зрения, чтобы с веянием времени быть более объективным. Некоторые строки Корана становятся поняты более полно только в наше время. Например, в 1962 году французский исследователь Жак Кусто обнаружил, что в Гибралтарском проливе, воды Атлантического океана и Средиземного моря, как вода с маслом — не смешиваются. Всевышний ещё в Коране говорил, что создал два моря и преграду между ними, чтобы они не смешались. А в наше время океанологи открыли это физическое явление. Так сколько же ещё есть вещей, описанных в священном писании, которые могут помочь понимать реальность более полно?
Это оправдывает существования теологии как науки. Исламофобия в ЕкатеринбургеРусский национализм неустанно растёт в течении последних трёх-четырех лет. Медленно и противоречиво, но верно. Дескать, Россия для русских, понаехали – это тот фактор, который провоцирует исламофобию и взаимное отторжение. Однако. В Екатеринбурге такого нет. Так сложилось, что наше сосуществование проходит мирно и дружелюбно. Быть может, в Екатеринбурге меньше не очень умных людей.
Дело в том, причины исламофобии видятся мне (и моим коллегам) неверными и необоснованными в корне. Отождествление ислама с терроризмом, критика норм Шариата (Свод мусульманских религиозных, юридических, бытовых правил, основанных на Коране, — прим. ред. ), противоречия Корана. Эти причины абсурдны донельзя.
Но вся соль не в Коране, а в интерпретациях священного писания. Коран не очень-то миролюбивое произведение, но к войне Ислам не призывает. Аяты (стихи), которые воспринимаются как призыв к войне, обусловлены конкретными политическими обстоятельствами 7-го века, когда Мухаммед боролся против язычников, против иудеев за создание своего государства. Конкретно эти моменты выражены через Коран. Нельзя переносить то, что написано в седьмом веке, на сегодняшнее время дословно. Это спекуляция. Относиться к исламу, как к религии, настроенной на войну, несерьезно и неверно. А что же до Шариата и соблюдения… В наше время это свод рекомендаций, нежели правил. Носители религии — не святые. Они тоже люди. Они тоже ошибаются. Поэтому соблюдать каждый запрет Шариата — в том числе и на спиртное, в потребительском обществе трудно. Но всё-таки можно.
Мне случалось наблюдать тех верующих мусульман, которые избежать приема ста грамм после работы попросту не могут.
Это и есть, так называемое, деление мусульман на «хороших» и «плохих». Плохие мусульмане – те, кто иногда нарушают некоторые запреты — на потребление алкоголя, к примеру. Но выпившего человека нельзя немедленно отлучать от Ислама. Все мы люди, все мы грешны. Даже на Кавказе, в самой исламизированной республике России – Дагестане, люди пьют и очень охотно, их это нисколько не смущает. Они посещают мечети как подлинно верующие мусульмане. Гранатометы и бомбы
Стереотипы современного общества меня нисколько не задевают. У меня тоже есть предрассудки по поводу многих вещей — от них никогда не деться. Это проблема информационного прогресса.
Я — коренной екатеринбуржец — понимаю о чём думают люди, завидев человека восточной внешности с бородой. К сожалению, «Народный фольклор», а вернее слухи — быстрее забираются в головы людей, чем истинные знания. Дескать, вот такой с бородой, а ты знаешь кто они такие?
Терроризм никак не относится к Исламу. Это даже не радикальная форма, а обыкновенный экстремизм. За всё время я ни разу не сталкивался с экстремистскими сообществами в Екатеринбурге. Скорее всего, их просто нет.
Мусульман отрекают от Ислама, если те нарушают запреты, разрушающие благосостояние общества. Например, убийство. Абсолютное большинство террористов ещё и смеют именовать себя мусульманами. Какой абсурд! Это понятие далеко от них. Подобные явления дискредитируют Ислам в глазах общественности.
Но не смотря ни на что, многие СМИ неустанно апеллируют понятиями «исламский террорист» или же»мусульманский». В каждой статье, где есть акт терроризма, употребляется Ислам, что очень неполиткорректно. Нашим мнением манипулируют. Если я сейчас спрошу случайного прохожего: «Какие у вас ассоциации со словом Ислам?», уверен, что терроризм будет одной из первых (смеётся). А учитывая, что наше общество плохо проинформировано об основах религиозной культуры, такая ситуация ставит Ислам в один ряд с терроризмом. Традиции
Людей чаще беспокоит бытовые нужды, а не арабская поэзия. Но, тем не менее, наши традиции не теряются веянием времени — мы всегда их чтили и будем чтить. Молитва пять раз в день. У нас в Горном есть даже отдельная комната для этого. Впрочем, я это могу это сделать даже на улице — в нашем обществе все реагируют понимающе. Закят — обязательная милостыня или налоговое личное отчисление. На личных побуждениях людей, имеющих материальные излишки, строится справедливость.
Если какие-то люди остро нуждаются в поддержке, те из нас, кто имеет возможность хоть чем-нибудь помочь — отсылают им деньги на карточку или навещают их и делятся чем могут.
О нуждающихся можно узнать в мечетях или в специальных группах социальной сети «Вконтакте». Был случай, как наша сестра (мусульмане друг друга именуют братьями и сёстрами, — прим. ред.) осталась без мужа, имея на руках двоих детей, одному было 14 лет, другому четыре. Жила в маленьком домике в башкирской деревне Канакаево на невесть какие деньги, поскольку не работала из-за маленького ребёнка. Старшему нужна была куртка. И усилиями наших братьев и сестёр получилось достать не только куртку, но и хорошенько помочь справится с этим бременем. Существуют частные организации, которые занимаются распределением благотворительной помощи нуждающимся.
В России, например, перечисление закята с помощью онлайн-платежей практикуют исламские благотворительные фонды «Солидарность» и «Закят» в Москве, а также благотворительный фонд «Закят» в Казани.
Хадж — паломничество. Хоть раз в жизни, каждый из нас, имеющий такую возможность, должен совершить путешествие в Мекку и посетить главную святыню ислама — храм Каабу.
Халяльное питание или иными словами — «кошерное». Под этим понятием понимают мясо, употребление которого не нарушает исламские пищевые запреты, указанные в Коране. К ним относятся мертвечина, свинина, мясо задушенных и других животных. В Казани, к примеру, есть такие мини анклавы — заведения с табличкой «Халяльное питание». В подобных местах я даже не задаю вопросов, а сразу выбираю. Но и Екатеринбургский рынок довольно развитый, поэтому никаких сложностей обыкновенно не возникает.
У нас есть два самых крупных праздника: Жертвоприношение и Разгорение. Люди собираются в мечети, приглашают гостей, организуют угощения. Всё как у людей. Такие праздники помогают сплотить общество.
У каждого праздника есть особая история. Когда-то давно, Ааврам пообещал богу, что если тот дарует ему ребёнка, то он принесёт его в жертву ради бога. Так и случилось. И Всевышний, увидев верность слова делу, заменил мальчика на барашка. Так появилась традиция закалывать дичь, чтобы потом приготовить из неё яства для праздника чести и верности слову. Это и называется «Жертвоприношение», а не то, что вы подумали (смеётся). О бороде, тюбетейке и платке
Борода — символ мужественности. Её отращивание считается частью первозданного естества человека. Девушка же должна прикрывать постыдные места — волосы, грудь, шею, плечи, но не все лицо, и вести себя скромно в обществе.
Состригать усы, отпускать бороду, носить тюбетейку и прочее — сунна, то есть это входит в священное предание, излагающие примеры из жизни Пророка. Всё то, что делал Мухаммед — пример подражания: всё, что он порицал — для нас порицание, что одобрял — закон, наше поведение калька его поведения. Но это всё не просто так. Например, чтобы при приеме пищи, усы не касались еды — их и состригают.
Но ношение бороды не обязательно. Обратное мнение — одно из проявлений неграмотности.
По словам муфтия (учитель-богослов, толкователь Корана, — прим. ред.) Тюменской области Ильдара Заганшина, чтобы носить бороду, необходимо заслужить на это право. Короткую бородку отпускают после женитьбы или в 30—35 лет, а по достижении 60-летнего возраста — густую длинную бороду как у Деда Мороза.
Мухаммед же призывал отращивать бороду с целью отличаться от язычников, а окрашивать, чтобы отличаться от иудеев и христиан. Обычно мусульмане окрашивают бороду хной (краска из высушенных листьев кустарника — Лавсония неколючая, — прим. ред.). По мнению исламского богослова ан-Навави, мужчинам и женщинам предпочтительнее окрашивать седину в красный или жёлтый цвет.
Иллюстрации: Eiko Ojala