Российская премьера нового фильма Мишеля Хазанавичуса, известного зрителю оскароносной картиной “Артист”, намечена на 16 ноября.
Но благодаря IV фестивалю французского кино «LE CINEMA FRANCAIS» The Ekb Room уже познакомился с лентой о принёсшем во французский кинематограф революцию гении и готов (кратко и без спойлеров) рассказать о том, как это было.
Фильм “Молодой Годар” в оригинале звучит как «Le Redoutable», что переводится как “опасный”, и является ключом к пониманию главного героя картины.
«Le Redoutable» это название первой французской подводной лодки, команда которой находится в постоянном и неразрешимом конфликте. Но от противоречий и вражды никуда не скрыться, так как подлодка вынуждена нести свою службу и не может подняться на поверхность.Сценарий картины написан с опорой на мемуары второй жены Жан-Люка Годара Анн Вяземски и рассказывает об угасающей любви между режиссером и актрисой. Самому Жан-Люку в картине почти 37. Он уже не молод и ощущает это. Он уже потряс французский кинематограф своим фильмом «На последнем дыхании», снял развалившее «новую волну» «Презрение» и теперь пытается найти отголоски былой юности среди новоявленных французских революционеров.
Луи Гаррель, исполнивший роль Годара, в романтику баррикад вписывается идеально. Зритель уже видел его с булыжником в руке в “Мечтателях” Бертолуччи и наблюдал за его участием в тех же майских событиях 1968 года в “Постоянных любовниках” Гарреля старшего.
Не менее блестяще Луи Гаррель вписывается и в образ самого Годара: лысеющего мужчину с дефектами речи, который не снимает со своих глаз очки, но то и дело теряет их по случаю и без. Вообще, мэтр в фильме Хазанавичуса нелеп просто донельзя: тут шлепнется, тут до микрофона не дотянется, тут запутается в собственных рассуждениях об евреях и фашистах.
Такой подход к раскрытию образа гениального Годара, конечно, спорен. Случайный зритель и вовсе может подумать, что великий Жан-Люк — неуклюжий придурок, снявший свои шедевры случайно, и поэтому отрицающий их.
А вот поклонники творчества мэтра должны остаться в восторге. Хазанавичус не только снимает кино про Жана-Люка Годара, но и сам играет в него: имитирует стиль съемки и монтаж, цитирует ряд его картин и создает кино внутри кино, заставляя своих героев отыгрывать мастерски вплетенные в сюжет картины новеллы и напрямую обращаться ко зрителю, вновь разрушая когда-то снесенную Годаром четвертую стену.
Конечно, говорить о том, что режиссер смог объяснить зрителю феномен человека-революции не приходится. Но создать уникальную картину, которая может привлечь и интеллектуала-синефила, и простого зрителя, способного увидеть в фильме лишь бунтарство бунтаря и нелепость нелепого у Мишеля Хазанавичуса получилось точно.