Каждый родитель предпочтёт отвести своё чадо в кино, отправить в детский лагерь на лето, записать на футбол, да куда угодно, но только не в библиотеку — там ему будет скучно. Именно эту проблему пытались решить на воркшопе по реорганизации библиотеки им. Герцена. Корреспондент TER узнал, как архитекторы и библиотекари планируют преобразовать детский корпус «Герценки» в центр самореализации и творческого развития.
Дом на вырост
Чтобы заставить тринадцатилетних подростков зайти в эту шаблонную детскую библиотеку, нужно трансформировать пространство. В стенах библиотеки нет единого стиля. Шикарный аутентичный интерьер вкупе с каминами и роялями напоминает сказки Андерсена. Но местами видна офисная плитка «Armstrong» вместо приятной глазу лепнины. «Armstrong» стоит убрать, как и другие элементы, которые не вписываются в аутентичный интерьер. Следует обустроить и обставить помещения в едином стиле сказок, чтобы дети ощущали не только комфорт, но и что-то необычное, что будет завлекать уже на входе. Обилие узких проходов между стеллажами заставляет детей чувствовать себя зажатыми в пространстве. Им хочется свободы и открытых площадок — для этого стоит расширить расстояние между стеллажами. Проект держится на поэтажной структуре взросления, что предполагает превращение «Герценки» в место, которое посещают с детства до профессиональной зрелости. Делай
Первый этаж для самых маленьких — до 6 лет. В этом месте нужно расположить всё, что дети могут потрогать, посмотреть, облизать и даже погрызть. В этом возрасте детям хочется баловаться, так пусть балуются: трогают землю, валяются в муке, прыгают на пуфики. Всё в рамках познавательного характера, разумеется. Все элементы этого помещения должны быть интересны ребенку, как те вещи, которые он может изучить только с помощью взаимодействия.
Тут же располагается зона для родителей. Пока дети безобразничают, они могут пообщаться между собой или почитать. Чтобы ограничиться от шума, можно использовать специальные шумоизоляционные стёкла.
Понимай
Второй этаж нацелен на детей с 6 до 13 лет. Когда приходит период любознательности, ребёнок пытается выяснить, как устроен мир и чем так заняты взрослые. Чтобы понять такие фундаментальные вещи, ему нужно дать кучу энциклопедий и стопки лёгкой беллетристики — их следует разместить по всему периметру этажа.
От неугодных школьникам парт следует избавиться и поставить удобные диваны, гамаки, столики и стулья.
На этом этаже можно устраивать мастер-классы от студентов и школьников старших классов. Как списать, как фотографировать, как научиться играть в шахматы, поступать ли в колледж или дождаться 11 класса и уйти в ВУЗ — им явно есть, чем поделиться. Думай
Третий этаж для тех, кого в библиотеку можно затащить только силой — для подростков. Здесь будет открытое пустое пространство, которое можно заполнять творчеством. На этом этаже превалирует общение. «Думай» станет местом, куда можно прийти и что-то обсудить с друзьями. Двор нужно обустроить площадками для игровых видов спорта: поставить баскетбольные кольца и натянуть волейбольные сетки. Библиотекарей нужно готовить. Они получат новый вектор в своей профессии, требующий междисциплинарного синтеза. Библиотекарь станет местным гуру, который поможет ребёнку понять, чем ему заняться.
Проект рассчитан на поэтапную реализацию вплоть до 2025 года.