В минувший четверг, 29 сентября, в центре фотографии «Март» прошел показ документального фильма о творчестве и личности художника-фотографа Джока Стерджеса. Этот человек специализируется на съемке обнаженных женских тел, в том числе, несовершеннолетних. TER поставил своей целью выяснить, где границы допустимого в искусстве, и почему именно в России выставку Стерджеса запретили за один день.
О скандалеВ прошлые выходные в Москве проходила выставка его творчества, с которой связан большой скандал. Работы Стерджеса обвинили в демонстрации и пропаганде педофилии. Анна Кузнецова, уполномоченная по правам ребенка, потребовала закрыть выставку, а активисты движения «Офицеры России» перекрыли все входы в здание, где проходила экспозиция.
В итоге, организаторы поступили так, как хотела от них Анна Кузнецова. На волне истерии вокруг данного инцидента, екатеринбургский организатор выставок Артем Вячеславович Беркович взял на себя «просветительскую миссию»: раскрыть личность Джока Стёрджеса и разобраться, являются ли его работы порнографией или нет.
Мысли о мирных дискуссиях об искусстве фотографии отпали, когда руководитель движения «Патриоты» Илья Белоус сообщил о том, что они намереваются не допустить показ фильма. Это заявление стало сигналом для многих СМИ Екатеринбурга, корреспонденты которых оперативно собрались перед началом фильма в ожидании скандала. Провокатор
Все на местах, к зрителям выходит Артем Беркович. Гаснет свет и люди мирно смотрят кино о добром и открытом фотографе. О том, как создаются его фотографии, что для него есть красота и как к нему относятся его близкие.
Спустя минуту после окончания картины, когда все уже было расслабились, где-то в середине зала вскакивает человек из того самого движения «Патриоты», имя которого Денис Порядин. Выступил он с довольно сильным заявлением:
Джок Стерджес – старый больной извращенец, Вам самим не противно? Сейчас показывали детские половые органы и больного старого извращенца. Вы несете ответственность за распространение детской порнографии! У вас есть совесть? Мне противно жить с вами в одном городе. Выслушав шквал критики, перед зрителями предстал доцент Уральского Федерального Университета, а по совместительству, эксперт в том, что же такое порнография, Алексей Владимирович Новиков. Закончив яростную словесную перепалку с Порядиным, он поведал следующее: показанный фильм и само творчество Джока не является ни в коей степени порнографией.
Стерджес снимает лишь близких ему людей, которые красивы не столько снаружи, сколько внутри. Фотограф работал с топовыми моделями, но не чувствовал в них жизни, души, не получал от фэшн-съемок удовольствия и не гордится ими.
Гармония личностного начала и внешности – вот, что является для художника истинной красотой Различия порнографии и искусства
Эротика – это искусство передачи сексуальной эмоции. Искусство в этом определении в смысле мастерства. Настоящее же, подлинное значение искусства в том, чтобы облагораживать человека. Эротика эту функцию не выполняет. Главное отличие в том, что порнография и эротика вызывают сексуальные эмоции, а искусство – нет.
Эротика – это искусство передачи сексуальной эмоции.
Далее о сущности творчества Джока Стерджеса рассказал Заведующий кафедрой философии экономического университета Сергей Леонидович Кропотов. По его мнению, Стерджес пытается показать естественную красоту во времена, когда стандарты очень быстро меняются. Для него стандарт красоты – человеческое тело и он имеет полное право на свою точку зрения. Джок пытается решить задачу новыми методами отличными от тех, которыми пользовались художники даже 100 лет назад. В порнографии делается акцент на человеческом теле, выставленным на продажу. Это тело может быть полностью одетым. В тех же масс-медиа есть более «порнографичные» изображения.
«Порнографичным» считается человек, который выглядит так, как будто он себя продает
В каждый период истории в искусстве присутствовала нагота и каждая дальнейшая эпоха расширяла рамки. Стерджес пытается в своих работах найти окружение, где человеческое тело не продается, а предстает и живет в своей природной естественности. При этом люди, которых он фотографирует, ему доверяют. Порнографии в работах Стерджеса нет, есть лишь допустимая доля эротизма
Происходит подъем эротизма, а случается это тогда, когда сексуальный инстинкт и та энергия, которая сразу может быть продана в порнографии, осуществляет переход в новое качество, которое называется возвышенным.
Джок взял на себя «героическую» задачу – быть ренессансным художником 21 века и за это художник достоин глубочайшего уважения. Сергей Кропотов, заведующий кафедрой философии экономического университета Виктория Мусвик, фотографический критик и историк культуры, решила поговорить о творчестве Стёрджеса в целом. Виктория аргументированно поясняет, что художник – не приверженец педофилии.
ФБР вело расследование по поводу творчества Стерджеса, даже пыталось допрашивать двух его моделей. Одна из них ещё в девяностых отказалась давать ФБР показания (несмотря на их запугивания), в связи со скандалом о творчестве Джока на фоне «культурной революции», которая тогда происходила в США. Но эта модель сняла фильм о романе девушки и фотографа, где прослеживается осадок от ее опыта общения с Джоком.
Вторая девушка с детства снималась в присутствии родителей на протяжении многих лет. По её словам, это прекрасный опыт, который освободил от комплексов, связанных с телом, дал осознать красоту и ценности своего тела. Она считает, что нужно быть большим художником, чтобы настроить изображение должным образом и показать гармоничную красоту тела и личности. О восприятии
Виктория напоминает, что у каждого разное восприятие того или иного явления. Поэтому провести черту между порнографией и искусством тяжело. Она у каждого разная. Границы допустимого в искусстве трудно определить ещё и из-за его непрерывного развития, которое имеет своей целью разрушать рамки, преодолевать социальные проблемы. Обществу остаётся лишь регулярно публиковать такие работы и дискуссировать о них.
Самое неприятное в нашем российском обществе, что не допускает популяризации тех или иных явлений, это активная поляризация нашего менталитета. Условно говоря, если ты не согласен с одной точкой зрения, то являешься ее противником.
Представитель движения «Патриоты» Денис Порядин как раз и является ярким представителем людей с тем самым «полярным менталитетом». После многочисленных аргументов и разъяснений именитых экспертов, Денис молча удалился из зала. Был ли сорван показ? Нет. Но появление представителя движения «Патриоты» не было бессмысленным — оно помогло аудитории более подробно обсудить проблемы восприятия искусства, дав пищу для размышлений каждому из гостей мероприятия.